БАЯН
Свое название баян получил по имени легендарного древнерусского
певца-сказителя Баяна или Бояна. Баян — это русская хроматическая гармоника,
имеет на правой клавиатуре хроматический звукоряд (чаще всего диапазон — 4-5
октав), на левой — басы и готовый аккордовый аккомпанемент (мажорное и минорное
трезвучия, септаккорды). На левой клавиатуре — 5-6, на правой — 3-5 рядов
кнопок.
Баяну — более 100 лет. С 1910-х готов изготавливаются выборные баяны,
где каждая кнопка левой клавиатуры дает отдельный звук.
В 1929 году мастером П.Е.Стерлиговым изобретен готово-выборный баян (с
переключателем в левой клавиатуре, позволяющим получать при нажатии кнопки или
отдельный звук, или аккорд).
В концертной практике распространен многотембровый готово-выборный баян,
впервые созданный в СССР в 1951 году.
Баян используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Выдающимися исполнителями на баяне являются Ф.Липс, Ю.Вострелов,
В.Петров, В.Гридин, В.Зубицкий, З.Алешина, В.Романько, Уральское трио баянистов
в составе И.Шепельского, А.Хижняка, Н.Худякова.
Как устроен инструмент
Звучащий элемент гармошки, аккордеона, баяна — язычок. Это
узкая тонкая пластинка из специальной голосовой стали. Если закрепить один
конец язычка, а другой оттянуть и отпустить, он начнет колебаться, и мы услышим
звук. Чем короче и тоньше язычок, тем выше звук. Однако сам по себе язычок
звучит тихо и невыразительно. Чтобы он зазвучал в полную силу и обрел приятный
тембр, нужно создать ему определенные условия. Из листового металла — латуни
или дюралюминия — выштамповывается прямоугольный кусочек Он называется рамкой.
В рамке делается длинный сквозной проем. Язычок приклепывается одним концом к
рамке так, чтобы вся остальная длина язычка полностью закрывала проем. Но
размеры свободной части язычка чуть-чуть меньше размеров проема, поэтому
язычок, если попробовать отогнуть его внутрь проема, свободно войдет в него,
хотя зазор| между краями язычка и стенками проема останется очень
небольшой — всего несколько сотых долей миллиметра. Рассмотрим, как работает
язычок. Под действием воздушного потока он входит в проем рамки и
перекрывает'его. Поток воздуха прекращается. Тогда сила упругости язычка
возвращает его в прежнее положение, поток воздуха возобновляется, и цикл
повторяется. От того, сколько таких колебаний в секунду совершает язычок, зависит
высота звука. Рамка, к которой приклепан язычок, усиливает его звучание. Но
недостаточно. Нужно еще что-то.
Это «что-то» — резонаторная камера. Выполнена она из ели
таким образом, что рамка составляет одну ее стенку. Камера еще больше усиливает
звук язычка и заодно обогащает его тембр.