Детская музыкальная школа № 5 имени В.В.Знаменского

Музыка - универсальный язык человечества.

Посетители сайта

Фортепиано

ИСТОРИЯ ИНСТРУМЕНТА

ПИАНИНО

Как устроен инструмент

Пианино — это клавишный музыкальный инструмент. Звук в фортепиано извлекается уда­ром молоточка по струнам. Струны натянуты на литую чугунную раму, которая располагается внутри корпуса. Специальный механизм позволяет молоточку после удара по струне быстро воз­вращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжает держать палец на клавише. С середины 20 в. в употреблении клавиатура диапазоном в семь и одну треть октавы, где белые клавиши соответствуют диатонической гамме до мажор, а черные клавиши — пяти хроматическим тонам в каждой октаве. Инструмент имеет две педали: педаль «forte» («гром­кая»), которая поднимала демпферы (глушители) и позволяет струнам свободно вибрировать, и педаль «una corda» («тихая»), которая позволяла звучать только двум струнам, соответство­вавших данной клавише. В американских инструментах имеется третья ножная педаль, распо­лагающаяся между двумя стандартными: это педаль «sostenuto». Благодаря этой педали можно заставить звучать нужные клавиши, с которых уже сняты пальцы, и тем самым освободить руки исполнителя.

История инструмента

Очень-очень давно, в древней Греции, существовал музыкальный инструмент, который на­зывали монохордом (monos — по-гречески — один, chorde — струна). Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. Постепенно к одной струне стали прибавляться другие. Играли на них, защипывая струны пальцами или особыми пластинками — плектрами (медиаторами), а иногда — ударяя по струнам палочками или молоточками. Шли века, инстру­мент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон раз­местилась клавиатура, то есть ряд клавиш (от латинского clavis — ключ). Этот инструмент стал называться клавикордом (от латинского clavis и греческого chorde). Его должны были ставить на стол и играть стоя. Он возник в XII веке, и на протяжении целых пяти веков мастера разных стран старались его улучшить. Чтобы звук стал сильнее, решили на каждую клавишу ставить не одну, а несколько струн, увеличили размер ящика. Звук был очень нежным и певучим. Клавикорд был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. В конце XVII века во Франции нижние клавиши (те, что в современных роялях делаются белыми) стали вытачивать из черного дерева, а верхние — обкладывать слоновой костью. Говорят, это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам — клавикордисток. Однако играть на такой клавиатуре было не очень удобно: темные клавиши сливались, границы между ними оказывались незаметными. И в XVIII веке расположение цветов на клавиатуре изменилось. Оно стало таким, какое мы знаем теперь. Все музыкальные инструменты непрерывно совершен­ствовались. Продолжали поиски и клавирные мастера. И вот в 1711 г. в итальянском городе Падуе клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент. Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче — piano ила forte. Отсюда и пошло название инструмента — пиано-форте, а позднее — фортепиано, которое сохранилось до сих пор и является объединяющим для струнных клавишных инструментов. Первые фортепиано по звучанию были очень мало похожи на те великолепные инструменты, которые сейчас можно увидеть в наших концертных залах. Механизм, служащий для удара по струнам, был в них еще весьма несовершенным, и в начале фортепиано не могло успешно соревноваться с признанным в то время королем инструментов — клавесином. Но со временем инструмент улучшался. Усложнялось его устройство и расположе­ние струн. Существовали модели фортепиано в виде пирамиды, лиры, жирафа, но они вскоре вышли из употребления.

Как используется

Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой и громоздкий рояль, где нужна меньшая сила звука. На фортепиано возможно исполнение певучих мелодий, многозвуч­ных аккордов, виртуозных пассажей. Инструмент может звучать нежно, как флейта, и мощно, как целый оркестр.

Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман и Мендельсон, Шопен и Григ, Чайков­ский и Мусоргский, Рахманинов и Скрябин. Много музыки для фортепиано написано известны­ми композиторами — Прокофьевым, Шостаковичем, Хачатуряном, а специально для детей — Гедике, Кабалевским, Майкапаром и многими другими.

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Фортепиано

Соседние подразделы:
Струнное оркестровое отделение
Отделение духовых и ударных инструментов
Отделение народных инструментов
Хоровое отделение
Отделение теоретических дисциплин
Концертмейстеры
МБУК ДО "Детская музыкальная школа № 5 имени В.В....
Открыть раздел Образование
Количество вакантных мест на бюджетной основе - 0 Количество вакантных мест на внебюджетной основе - 46 Точное количество вакантных мест на общеразвивающих программах...
Открыть раздел Вакантные места
История школыКнига посвящена 50-летнему юбилею Муниципального образовательного учреждения культуры дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа № 5 им.В.В....
Открыть раздел История школы
Методика2 декабря 2015 года в ДМШ № 5 имени В.В.Знаменского пройдёт I Открытая научно-практическая конференция учащихся и преподавателей ДШИ и ДМШ "Актуальные вопросы фортепианной педагогики....
Открыть раздел Методика