Детская музыкальная школа № 5 имени В.В.Знаменского

Музыка - универсальный язык человечества.

ФЛЕЙТА

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ФЛЕЙТЫ

ОБОРИНА Ольга Николаевна

Должность: преподаватель

Квалификационная категория по должности «преподаватель»: первая

Преподаваемые дисциплины: флейта

Образование: высшее

Специальность: концертный исполнитель, преподаватель

Повышение квалификации: краткосрочное повышение квалификации при ФГБОУ ВПО СО «Уральская государственная консерватория (академия)_имени М.П.Мусоргского» (удостоверение от 15.10.2012 г., рег. № 114, 72 час.) 

Краткосрочное повышение квалификации в ГБОУ СПО СО "Свердловское музыкальное училище имени П.И.Чайковского (колледж)" по программе "Методика и практика обучения музыке в ДМШ и ДШИ" (удостоверение №7 от 30.03.2015., 72 час.)

Общий стаж: 32 года

Стаж работы по специальности: 32 года


ИСТОРИЯ ИНСТРУМЕНТА

ФЛЕЙТА

Флейта духовой лабиальный музыкальный инструмент. Представляет собой трубку с цилиндрическим или слегка коническим каналом. Звук извлекают, вдувая струю воздуха по касательной к срезанному краю трубки непосредственно в канал (в Полинезии существует Носовая Флейта, в которую воздух вдувается не ртом, а носом). Флейты бывают открытые с обоих концов, или простые (флуер, канал) и закрытые, у которых обращённый к исполнителю конец трубки закрыт, а вблизи него в стенке ствола вырезано отверстие для вдувания воздуха (узбекский: най, лимба, ди). Закрытые флейты звучат на октаву ниже, чем открытые, той же длины. Существуют также свистковые флейты (сопилка, сопель) снабжённые особым приспособлением — так называемым свистковым устройством. Трубка снабжена у них клювообразным наконечником с деревянной пробкой. Она закрывает канал ствола, оставляя узкую щель, которая точно направляет струю воздуха на грань специального поперечного среза ствола.

Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов. Основной представитель семейства флейтовых включающего многочисленные разновидности. В своём развитии на протяжении многих веков конструкция флейты подвергалась значительным изменениям: от простейших свистулек — так называемых охотничьих манков, различных свистковых приспособлений для приманивания птиц и зверей, пастушьих свирелей, тростниковых флейт, флейт сделанных из дерева (веток), скорлупы крупных орехов, раковин, из кости, глины и других, до фарфоровых, янтарных, золотых, хрустальных, применявшихся в придворном музицировании 17-18 вв. и усовершенствованных, изготовляемых из гренадильного, эбенового дерева или металла (попытки использовать пластмассу не дали положительных результатов).

Известны два основных вида флейт, различающихся по способу держания инструмента при игре – продольная (прямая, держат в положении, близком к вертикальному) и поперечная (косая, держат горизонтально). К продольным флейтам относятся древние: флажолет, блокфлёте (ныне возрождённая), двойная флейта (аккордовая флейта), флейта Пана и другие. Флейта Пана (итал. flauto di Pan, франц. flute de Pan, англ.Pan flute или panpipe), — народный духовой лабиальный (губной) музыкальный инструмент. Флейта Пана — древняя многоствольная продольная Флейта; источник названия — древнегреческий миф о боге лесов и полей Пане, покровителе пастухов (его часто изображали играющим на многоствольной флейте). Флейта Пана упоминается в «Илиаде» Гомера (песнь 10, стих 13). Согласно мифу, нимфа Сиринкс, спасаясь от преследований влюблённого Пана, обратилась за помощью к речному богу, превратившему её в тростник, из которого Пан сделал флейту (отсюда греческое название одной из разновидностей Флейты Пана — Сиринкс), состоит из набора открытых с одного конца трубочек (стволов) разной длины (реже — разных диаметров), они изготовляются из ствола камыша, тростника, бамбука, а также из древесины, кости, металла. Их скрепляют тростниковыми планками и жгутом из молодой коры вишнёвого дерева или ниткой и другим; в отдельных случаях они не соединяются и при игре их держат в руке, подобрав по размеру. Исполнитель подносит трубочки дульцем ко рту, прижимает к нижней губе (при косом срезе трубочек — сторону с меньшим срезом); направляя струю воздуха на противоположный край дульца, он приводит в колебание заключенные в стволах столбы воздуха и извлекает свистящие звуки. Каждая трубка издаёт лишь один основной звук, высота которого зависит от её длины и диаметра. Диапазон Флейты Пана определяется количеством и величиной трубочек(17–23). На Флейте Пана играют соло или в ансамбле с другими инструментами.

Продольные Флейты, имевшие цилиндрический канал и клювообразный мундштук, наибольшее распространение получили в 17 в.

Поперечные Флейты впервые упоминаются в 9 в. до н.э., были известны в Китае, затем в Индии, Этрурии, Византии и у славянских народов. В страны Центральной Европы проникли около 10 в. Позднее в странах Европы использовалась поперечная, или так называемая немецкая флейта. Первоначально она изготовлялась из одного куска дерева, имела цилиндрический канал, отверстие для вдувания воздуха на верхней боковой стороне и 6 игровых отверстий, расположенных в один ряд, диапазон d1 — a3.

Во 2-й половине 17 в. французские мастера применили у таких Флейт суживающееся (коническое) сверление, (как у старинных) и с подобной конструкцией ствола флейта вновь распространилась в Германии, где их стали изготовлять с 2-3 дополнительными отверстиями, прикрытыми клапанами.

Во 2-й половине 18 в. по немецким образцам поперечные флейты делались в России на фабрике музыкальных инструментов М.П.Переплётчикова в Москве. Немецкие Флейты существовали до 30-х гг.19 в — до её коренной реконструкции немецким флейтистом-виртуозом, инструментальным мастером и композитором Т.Бёмом, придавшим инструменту современный вид. Конический канал он заменил цилиндрическим (во 2-й модели). Величина и расположение звуковых отверстий определяется в его Флейте не аппликатурными удобствами, а акустическими принципами, позволяющими достигать наибольшей чистоты и полноты звучания; для удобства и облегчения игры Бём снабдил Флейту системой клапанов, закрывающих звуковые отверстия. Он начал изготовлять инструменты из металла (часто делались из серебра). Новый вид получил название флейты — Бёма. В результате введенных им усовершенствований звук стал сильнее и плотнее, но несколько менее «элегичным» по тембру, чем у старинных флейт. Со 2-й половины 17 в. роль поперечной флейты (flauto traverso) в инструментальной музыке всё более возрастает, и она понемногу вытесняет продольную флейту. Она приобрела популярность и у музыкантов-профессионалов и у любителей. Умение играть на флейте было признаком «хорошего тона».

В 18 в. Флейта стала подлинно концертным инструментом. В числе первых композиторов, создавших концертные произведения для флейты — Г. Пёрсел, А.Скарлатти, И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, В.А.Моцарт.

В 60-70 г.г. 20 века в связи с возрождением интереса к музыке конца 17 — начала 19 веков многие солисты, ансамблисты и участники камерных оркестров предпочитают исполнять флейтовые партии в сочинении Дж.Торелли, Б.Марчелло, Т.Альбинони, А.Вивальди. Г.Телемана, И.С.Баха, Ф.А.Россетти и других на деревянных флейтах.

Современные флейты имеют прямой цилиндрический канал, состоящий из трёх частей: верхний — с подвижной (для регулировки строя) пробкой и отверстием для вдувания воздуха, среднего и нижнего колен. На обоих коленах расположены боковые игровые отверстия и клапанный механизм, на среднем колене — все основные клапаны, на нижнем 3-4 клапана.

Разновидности флейт: малая Pikkolo, альтовая и басовая, эти флейты используются в основном в симфонических оркестрах.

Начинать обучение на флейте можно с самого раннего возраста (4-5лет), в этом возрасте обучают на Блок флейте до 9-11лет, затем переходят на большую флейту.

Основные моменты связанные с выбором инструмента (блок флейта): как показывает практика, для обучения лучше всего выбирать пластиковые инструменты, фирмы «Yamaha», класс «Премиум», немецкой системы, например модель YRS—23. В данной модели оптимально соотнесены: дизайн внешнего вида, качество звука, строй, аппликатура и удобство эксплуатации.

Звучание флейты



Соседние подразделы:
ОБ ОТДЕЛЕНИИ
САКСОФОН
ГОБОЙ
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
На духовом отделении школы работают 3 преподавателя: Оборина О.Н. (класс флейты, заведующая методической секцией духового отделения), Корягина Д. Ю. (класс флейты), Яговцев А.А....
Открыть раздел ОБ ОТДЕЛЕНИИ
Количество вакантных мест для приёма в МБУК ДО "ДМШ № 5 имени В.В.Знаменского" в 2016-2017 учебному году на бюджетное отделение - 0....
Открыть раздел Вакантные места
История школыКнига посвящена 50-летнему юбилею Муниципального образовательного учреждения культуры дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа № 5 им.В.В....
Открыть раздел История школы
Методика2 декабря 2015 года в ДМШ № 5 имени В.В.Знаменского пройдёт I Открытая научно-практическая конференция учащихся и преподавателей ДШИ и ДМШ "Актуальные вопросы фортепианной педагогики....
Открыть раздел Методика