Детская музыкальная школа № 5 имени В.В.Знаменского

Музыка - универсальный язык человечества.

Посетители сайта

Фортепиано

Фортепиано

РОЯЛЬ

Как устроен инструмент

Рояль отличается от пианино тем, что чугунная рама, на которую натянуты струны рас­полагается не вертикально, а горизонтально. Так как она очень большая, инструмент занимает гораздо больше места. Эта форма позволяет открывать крышку и таким образом увеличивать громкость звучания. У рояля, как и у фортепиано, молоточек при нажатии клавиши ударяет сра­зу по трем струнам одинаковой длины и толщины. И вот со временем появилась педаль (сейчас ее называют — левая педаль), которая сдвигает молоточки в сторону так, что они ударяют не по всем трем струнам, а по двум или по одной, в зависимости от желания исполнителя. Это меня­ет тембр — окраску звука и его силу. Когда пианист нажимает клавишу, молоточек ударяет по струнам. От них отскакивает войлочная подушечка — глушитель (демпфер). Струны от удара дрожат-вибрируют — и возникает звук. Если бы глушитель не отходил от струн, то звук был бы глухим и коротким. А если бы глушителя не было вовсе, струны колебались бы гораздо дольше, чем нужно, и вместо музыки слышался бы сплошной гул. Так что глушитель — очень важная де­таль инструмента. Отпустим клавишу — звук прекратится. Но не потому, что на место вернулся молоточек (он еще раньше отскочил от струны, чтобы не мешать ей). Теперь на место вернулся глушитель. Он плотно прижался к струне и заглушил звук. Еще одна, правая педаль, появившая­ся у рояля, стала отводить глушители от струн. Нажав ее, можно отпустить клавиши, так как педаль не позволит глушителям вернуться на место, и звук будет тянуться очень долго, пока не угаснет.

История инструмента

Клавикорд был не единственным клавишным инструментом. Одновременно с ним возник и развивался другой, похожий на него и в разных странах называющийся по-разному: клавицим­бал, чембало, вирджинал, клавесин. Последнее название, самое распространенное, в конце кон­цов стало общим, собирательным для всех разновидностей этого инструмента.

В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины и это определило характер­ную форму, которая потом перешла к роялю. Вначале это тоже был ящик, который ставили на стол. Позднее же инструмент встал на собственные ножки — изящные, точеные.

Звук на клавесине извлекался не ударом, а щипком: клавиша приводила в движение упругие язычки (чаще всего их делали из птичьих перышек), которые зацепляли струну. Он был сильнее, чем у клавикорда, но не так выразителен и красив. Исполнитель не мог влиять на его качество, как при игре на клавикорде. С какой бы силой ни ударяли по клавишам — делали это резко или мягко — ничего не изменялось. Чтобы как-то разнообразить звучание, мастера придумывали различные приспособления. Так, делались инструменты с несколькими клавиатурами, отличаю­щимися друг от друга степенью громкости звука. Наконец, появилась педаль — рычаг, который нужно нажимать ногой. При ее помощи можно было получить внезапное ослабление звука. Кла­весин был не только домашним инструментом. Он включался в различные ансамбли, даже в ор­кестр, где на нем исполняли партию сопровождения: за клавесином сидел дирижер, левой рукой он играл аккорды, а правой — руководил оркестром. Значительной была роль клавесина и как сольного инструмента. Пьесы для него писали многие композиторы ХУН-ХУШ веков: итальян­цы, французы, немцы, англичане. В истории музыки их называют клавесинистами.

Как используется

Его можно увидеть в концертных залах, во Дворце творчества, в музыкальной школе. Он, большой и важный, стоит на почетном месте — на эстраде, а иногда, в торжественных случа­ях, у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом. Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна мощная, полная звучность. Очень большую роль в раскрытии возможностей этого инструмента сыграл Лист, который не только писал фортепианные пьесы, но и перекладывал для рояля раз­личные произведения, написанные для симфонического оркестра, вплоть до симфоний Бетхове­на. Он хотел доказать, что рояль не уступает целому оркестру «Душой фортепиано» называли великого польского композитора Шопена. Почти все свои произведения он создавал только для рояля. Весь мир знает имена прославленных пианистов — от Листа и Шопена, которые были не только композиторами, но и выдающимися исполнителями, от братьев Антона и Николая Рубин­штейнов до наших современников — Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Артура Рубинштей­на, Бенедетто Микельанджели, Глена Гульда, Вана Клиберна, Джона Огдона.

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Фортепиано

Соседние подразделы:
Струнное оркестровое отделение
Отделение духовых и ударных инструментов
Отделение народных инструментов
Хоровое отделение
Отделение теоретических дисциплин
Концертмейстеры
МБУК ДО "Детская музыкальная школа № 5 имени В.В....
Открыть раздел Образование
Количество вакантных мест на бюджетной основе - 0 Количество вакантных мест на внебюджетной основе - 46 Точное количество вакантных мест на общеразвивающих программах...
Открыть раздел Вакантные места
История школыКнига посвящена 50-летнему юбилею Муниципального образовательного учреждения культуры дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа № 5 им.В.В....
Открыть раздел История школы
Методика2 декабря 2015 года в ДМШ № 5 имени В.В.Знаменского пройдёт I Открытая научно-практическая конференция учащихся и преподавателей ДШИ и ДМШ "Актуальные вопросы фортепианной педагогики....
Открыть раздел Методика