Детская музыкальная школа № 5 имени В.В.Знаменского

Музыка - универсальный язык человечества.

Посетители сайта

Ученики Знаменского

Аркадий Дмитриевич Захаров (1937–1985)

За свою короткую, но яркую жизнь Аркадий Дмитриевич Захаров внёс огромный вклад в развитие народно-инструментального исполнительства на Урале. Один из талантливейших учеников Владимира Васильевича Знаменского Аркадий Дмитриевич обладал безусловным даром большого художника – все свои силы отдавал любимому делу, и в этом отношении был прямым продолжателем традиций, заложенных своим учителем.

Талант А.Д.Захарова был многогранен: он был педагогом, просветителем-пропагандистом, великолепным интерпретатором многих произведений, большим мастером инструментовки. Свою любовь к народным инструментам, заложенную в детские годы первым его учителем Александром Ивановичем Навроцким, Аркадий Дмитриевич пронёс через всю свою жизнь, оставаясь образцом для подражания многих своих коллег и многих поколений своих учеников.

Родился Аркадий Дмитриевич Захаров 28 января 1937 года в городе Тавде Свердловской области. В 30е годы это был небольшой провинциальный городок с единственным в то время очагом музыкальной культуры, Верхне-Тавдинским домом культуры, в котором был неплохой оркестр народных инструментов, руководимый большим энтузиастом народной музыки А.И.Навроцким. В этом оркестре тавдинские мальчишки проводили большую часть своей внеклассной жизни, жертвуя многими уличными забавами. Получил свои первые музыкальные впечатления в этом оркестре и Аркадий Дмитриевич Захаров, в короткие сроки освоив игру на многих народных инструментах. В оркестре кипела своя интересная жизнь с большим количеством концертов, в программе которых была классическая и популярная музыка, обработки народных мелодий. Уровень подготовки некоторых участников оркестра позволил им поступить в дальнейшем в музыкальное училище. Одним из первых был Аркадий Дмитриевич, который в 1955 году поступает на отделение народных инструментов в класс домры Владимира Васильевича Знаменского. Знакомство с Владимиром Васильевичем, по сути дела, определило дальнейшую судьбу музыканта.

Уже в первый год Аркадий Дмитриевич исполнял сложные программы в собственной аранжировке для четырёхструнной домры. Оркестр и инструментовка были для него любимыми предметами, да и учителя были самые авторитетные: В.В.Знаменский и А.В.Минеев, оказавшие заметное влияние на его профессиональную подготовку.

Закончив училище, Аркадий Дмитриевич по стопам многих поступает в Киевскую консерваторию, где его талант совершенствуется и получает своё дальнейшее развитие.

В.Знаменский осознавал, что одному справляться с оркестром и с многочисленными домристами ему не под силу, поэтому по его просьбе Аркадий Дмитриевич в 1962 году возвращается в Свердловск и становится одним из ведущих преподавателей отделения народных инструментов. Консерваторию он закончил заочно в 1963 году. За годы учёбы в училище и консерватории раскрылся и укрепился его организаторский и педагогический дар.

Работая впоследствии в Уральской консерватории (в штат которой он перешёл в 1970 году), Аркадий Дмитриевич не бросал работу в училище, долгое время оставаясь заведующим отделением. Его высокая требовательность, вдумчивая и кропотливая работа со студентами вызывала уважение всех учеников.

Огромную работу проводил он в классе домры. Многие его ученики прошли путь от училища до консерватории и стали ведущими педагогами различных учебных заведений. Много времени он уделял работе над совершенствованием педагогического репертуара для домры. Ещё в пору учёбы в училище он смело берётся за переложение для домры таких пьес, как «Цыганские напевы» Сарасате, «Интродукция и Рондо-каприччиозо» Сен-Санса и др. А сейчас многие обработки и переложения в его редакции составляют значительную часть педагогического наследия в классе домры не только в Свердловске, но и в других городах.

Аркадий Дмитриевич всегда был полон творческих замыслов. Работая с оркестрами народных инструментов училища и консерватории, он подготовил большое количество программ. Их всегда отличала свежесть и новизна репертуара, который Аркадий Дмитриевич всегда подбирал и инструментовал сам. Многие новинки современных композиторов – Щедрина, Шостаковича, Свиридова – вслед за появлением их в издании были исполнены в его, захаровском переложении для оркестра русских народных инструментов.

Значительный след в жизни А.Д.Захарова оставила дружба его с Николаем Александровичем Головановым, в то время заведующего хоровым отделением училища. Содружество двух больших музыкантов привело к созланию совместных проектов, где были исполнены такие произведения для хора в сопровождении оркестра, как оратория М.Коваля «Емельян Пугачёв», оратория С.Прокофьева «Иван Грозный». Под управлением Аркадия Дмитриевича впервые исполнены фортепианные концерты Грига, Чайковского, Дж. Гершвина, Рахманинова, Аренского и других композиторов. Оригинальные произведения для оркестра народных инструментов всегда занимали достойное место в его работе с коллективами. Но гораздо большее значение он придавал расширению оркестровых возможностей, обновлению репертуара, и поэтому во многих случаях он был первопроходцем. Оркестровый репертуар обогатился сочинениями таких композиторов, как Штогаренко, Мясков, Гомоляка, Тактакишвили в мастерски сделанных инструментовках Аркадия Дмитриевича.

Но не только к серьёзной музыке обращался Захаров. С неподражаемым юмором он делал инструментовки пьес для некоторых праздничных и «неофициальных» случаев. Произведения рождались порой за очень короткий срок. Всё это говорит о мастерстве, работоспособности и трудолюбии большого музыканта. Многим композиторам Уральской организации он оказал поддержку и участие, и в этом отношении он был ярким продолжателем традиций своего учителя В.В.Знаменского.

Работая в музыкальном училище и консерватории, помимо оркестрового класса, специального инструмента, инструментовки он постоянно вёл класс ансамбля, который формировался из студентов различных специальностей. Работу с малыми оркестровыми формами Аркадий Дмитриевич любил и ценил. Его энтузиазм позволял ему создавать в различные годы такие ансамбли, как «Квинтет русских народных инструментов», участники которого соревновались на втором конкурсе артистов эстрады, «Неаполитанский ансамбль», в котором партию мандолины играл он сам, ансамбль «Русская мелодия». Несмотря на то, что нужное начинание не получило должной поддержки, эта деятельность оставила заметный след в музыкальной жизни г.Екатеринбурга.

Никогда не останавливаясь на достигнутом, он вынашивал всё новые и новые планы, один из которых  получил наиболее яркое воплощение в создании постоянно концертирующей единицы при Свердловской филармонии – ансамбля русских народных инструментов «Аюшка», все участники которого являлись воспитанниками Аркадия Дмитриевича.

Захаровым было учтено всё – от подбора участников и создания интересного репертуара до маршрута концертных гастрольных поездок. За годы своего существования ансамбль превратился в самобытный, глубоко профессиональный коллектив, любимый у нас в стране и за её пределами.

Пропагандистская роль А.Д.Захарова в создании малых оркестровых форм, его деятельность как мастера инструментовки несомненно повлияла на развитие исполнительства на Урале, о чём говорят многочисленные смотры художественной самодеятельности, смотры исполнительских сил учащихся и педагогов музыкальных школ. Почти в каждой музыкальной школе сейчас существует свой педагогический ансамбль, и эта деятельность постоянно обновляется и развивается, принося большие плоды на почве приобщения к светлому миру искусства.

Многие года Аркадий Дмитриевич Захаров являлся руководителем ансамбля преподавателей кафедры народных инструментов Уральской консерватории, репертуар которого формировался при активном его участии. Это ещё одна яркая страница в биографии А.Д.Захарова. До последних дней своей жизни он был верен этому коллективу.

Отмечая глубокую преданность своему делу, бескорыстие, веру в светлое будущее народных инструментов, отдаём дань глубокого уважения творчеству замечательного музыканта и учителя, аранжировщика, каким был Аркадий Дмитриевич Захаров.

(Материалы взяты из книги Ю.В.Панкина «Отделению народных инструментов 80 лет»)



Вернуться в раздел Ученики Знаменского

Соседние подразделы:
Биография. Творческий портрет
Фотоархив
Фильм
Личные вещи
Методика2 декабря 2015 года в ДМШ № 5 имени В.В.Знаменского пройдёт I Открытая научно-практическая конференция учащихся и преподавателей ДШИ и ДМШ "Актуальные вопросы фортепианной педагогики....
Открыть раздел Методика